Новости проекта
Научный семинар
Перенос и удаление уроков
Навстречу новым горизонтам с Парком высоких технологий
Станьте участником программы «Учитель для Беларуси»!
Знакомьтесь с героями Schools.by!
Награждение победителей конкурса
Голосование
Какую платную образовательную услугу для взрослого населения Вы хотели бы получить в нашем учреждении образования?
Всего 353 человека
Голосование
Форма проведения платной образовательной услуги
Всего 349 человек
Голосование
Время организации платной образовательной услуги
Всего 341 человек

Советы психолога

Дата: 2 марта 2015 в 12:20, Обновлено 26 февраля 2016 в 09:18

 

Рекомендации школьнику в период подготовки к экзаменам

Во-первых, необходимо внушить себе, что легкое волнение перед экзаменом – это вполне естественное и даже необходимое состояние. Оно настраивает на интенсивную умственную работу. Иногда отсутствие волнения даже мешает хорошим ответам.

Во-вторых, стоит научиться никогда не думать о провале на экзамене. Наоборот, надо мысленно рисовать себе картину уверенного, четкого ответа, полной победы.

В-третьих, за несколько дней до экзамена стоит проиграть с кем-нибудь эту ситуацию. Представить себе обстановку, учителей в экзаменационной комиссии, свои обычные переживания в таких случаях. Например: с трудом заставляю себя войти в класс, пересыхает в горле и т. д. Но вот сажусь готовиться, сосредотачиваюсь на задании, для меня больше ничего не существует.

В-четвертых, стоит помнить о том, что взрослые, в том числе и экзаменаторы, -  это тоже люди. Они могут отвлечься от содержания ответа.

В-пятых, надо понять: уверенность в себе приходит от сознания того, что ты хорошо подготовился и умеешь делать все, что от тебя требуется. То есть сосредоточиться нужно не на своей тревоге и ожидании ("повезет - не повезет"), а на подготовке и самопроверке перед экзаменом.

Как повторять материал.

1. Повторять материал нужно не "про себя". Такой способ самопроверки неэффективен. Кажется, что помнишь, знаешь, а начинаешь ответ, он получается скомканным, отрывочным. Лучше составить план, схему ответа, и обязательно на бумаге, а не в уме.

2. Попробовать ответы на самые трудные вопросы рассказать дома внимательному слушателю. Или записать ответ на магнитофон, а потом послушать себя со стороны. Перед устным экзаменом можно проверять свою готовность, рассказывая свой ответ вслух перед зеркалом. Тогда включается особый вид памяти - речедвигательная память. На экзамене этот материал легко вспомнится.

3. Иногда кажется: выучить все, что нужно, невозможно, просто руки опускаются. Тогда стоит отделить легкие вопросы от самых тяжелых и посмотреть, нельзя ли перекинуть мостик от более легкого материала к трудному.

4. Не повторять билеты по порядку. Лучше написать номера на листочках и тянуть, как на экзаменах.

5. Вставать и ложиться лучше в привычное время. Спать не меньше 9 часов. Приступать к занятиям, как и в школе, в 8.30-9.00.

6. Тем, кому не нужно много времени "на раскачку", начинать подготовку следует с более трудных вопросов и тем. Обычно такие школьники и устают быстрее. Если же работоспособность нарастает постепенно, лучше не терять времени и сначала быстро повторить более легкий материал.

7. Через каждые 50-60 минут занятий делать перерыв на 10 минут. После 2-3 часов работы сделать перерыв на полчаса для отдыха и второго завтрака. Потом можно позаниматься еще 3-4 часа и отдохнуть не меньше 2 часов (включая обед, прогулку или даже сон). После отдыха - еще 2,5-3 часа работы.

8. Помнить - любое дополнительное напряжение (чтение художественной литературы, просмотр телепередач, игра в шахматы и т. п.) увеличит и без того интенсивную нагрузку на психику.

9. Не пытаться наверстать упущенное вечером - эффективность такой работы очень мала.

Как вести себя на экзамене.

1. Начинать готовиться с более легкого вопроса или задания.

2. Не тратить много времени на подробные ответы по первым вопросам, иначе другие задания останутся невыполненными.

3. На устном экзамене обязательно сначала составить схему ответа.

4. Писать разборчиво, в расчете на экзаменатора, подчеркнуть в ответе главные мысли и даты, чтобы это бросалось в глаза.

5. Убедиться, что в готовом ответе есть вступление, основная часть и заключение.

6. Не сдавать письменные работы без проверки.

 

                                                       Вариант 2

 

            Подготовка к экзаменам

Ты хочешь более успешно вести себя во время экзамена? Ты хочешь достойно выглядеть перед экзаменатором? Ты хочешь сделать все от тебя зависящее?
Следующие советы помогут тебе в этом...

Место для занятий:

  • убери лишние вещи
  • удобно расположи учебники, пособия, тетради, карандаши и т. п.
  • психологи считают, что хорошо ввести в такой интерьер для занятий жёлтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность

 

Составь план:

  • определи, кто ты "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально загрузите утренние или вечерние часы
  • в плане на каждый день определи, что ты именно сегодня будешь изучать

Работа:

  • хорошо начинать с самого сложного, но если нет настроения, начни с того материала, который более всего интересен и приятен
  • чередуй работу и отдых
  • полезно повторять материал по вопросам
  • составляй планы и схемы, причём обязательно делай это на бумаге
  • ответы на наиболее трудные вопросы можно рассказать маме, другу или перед зеркалом
  • помни: твоя задача не вызубрить, а понять
  • выполняй практические задания: решай задачи, разбирай предложения и слова
  • не думай о том, что провалишься, напротив, нарисуй себе картину триумфа, лёгкого победного ответа
  • за несколько дней до экзамена "проиграй" мысленно ситуацию экзамена, представь себе во всех деталях: обстановку, комиссию, свой ответ

Накануне экзамена:

  • оставь один день перед экзаменом, чтобы вновь повторить все планы ответов, а перед устным экзаменом пересказать их кому-нибудь или самому себе перед зеркалом
  • если ты волнуешься, то непосредственно накануне представь себе ситуацию экзамена во всех красках, со всеми своими чувствами, переживаниями, "страшными мыслями", так, как бы ты хотел, чтобы всё произошло при успешной сдаче экзамена
  • если ты очень боишься, попробуй приём, называемый "доведением до абсурда" : представь себе все самые страшные, немыслимые подробности и ужасающие последствия; такое предельное усиление страха приводит человека к мысли, что бояться, в сущности, нечего
  • с вечера перестань готовиться, умойся, соверши прогулку, выспись
  • по дороге на экзамен не вредно просто пролистать учебник

 

Во время экзамена:

  • взяв билет, ознакомься с вопросами и начинай с того вопроса, который для тебя легче
  • напиши примерный план ответа, составь список всех нюансов, которых хочешь коснуться. Пиши даже то, что может вначале показаться ненужным, это поможет припомнить ещё какие-нибудь факты
  • если есть возможность, прекрепи листок с ответом к листу с экзаменационными вопросами, и экзаменатор увидит, что ты дал себе труд написать план ответа зарание и что у тебя методический склад ума
  • пиши свой черновик понятным почерком: экзаменатор зачтёт это в твой актив, если твою работу будет легко читать
  • подчеркивай в своей работе даты или какие-либо заголовки, знание дат сразу бросается в глаза
  • удостоверься, что в готовом ответе есть вступление, основная часть и заключение

 

Что делать, если...

  • ... если вдруг обнаружилось, что тебе попался вопрос, по которому ты можешь сказать совсем немного. Не впадай в панику, а сразу начинай записывать всё, что когда-либо слышал по этому поводу. В процессе написания в голову могут прийти какие-либо мысли, и вы, возможно, вспомните что-нибудь из пройденного в классе
  • ... вообще ничего не знаешь, не говори об этом экзаменатору, а хоть какую-нибудь ахинею, типа: "Прежде, чем рассказывать о творчестве Пушкина, надо поговорить о принципах поэтического творчества вообще..." Хотя, конечно, лучше играть по правилам
  • ... на полуслове ты забыл о чём говорить. Прежде всего не "теряй голову". Сохрани спокойствие, хотя бы внешнее. Повтори последнюю фразу, а потом попробуй перефразировать свою мысль
  • ... вас не слушают. Не воспринимай это на свой счёт, просто продолжай свой ответ, как если бы ты этого не заметил
  • ... экзаменатор в резкой и неприятной форме перебивает тебя. Отвлекись от этого... ни в коем случае не показывай, что ты разозлился. Самое эффективное - сохрани чувство собственного достоинства и с достоинством держись
  • ... ты оговорился, и все стали смеяться. Посмейся вместе со всеми - и всё
  • ... ты ошибся. Если ты знаешь, как её исправить, сделай это. Но, если этого никто не заметил, продолжай свой ответ без исправления
  • ... тебе поставили отметку ниже той, на которую ты расчитывал. Не вступай в спор, не доказывай. Во время вступительных экзаменов воспользуйся правом на аппеляцию

 

И конечно, никогда не забывай про чувство юмора - пусть оно не покидает тебя и во время экзамена.

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ   К ЭКЗАМЕНАМ

 

Уважаемые родители, хотелось бы представить Вам некоторые рекомендации психолога в период подготовки Ваших детей к экзаменам. Любые жизненные изменения нарушают психологическое равновесие личности. Очевидно, что любой экзамен провоцирует стресс: сильное волнение, страх, неуверенность в себе, нервозность или депрессии.

Вы, уважаемые родители, можете помочь Вашему ребенку. Поверьте, он нуждается в этом. В период подготовки и сдачи экзаменов Ваш ребенок переживает великое множество негативных эмоций, таких как страх, неуверенность, тревожность и т.д.

Переживание страха – состояние очень вредное для всего нашего организма. Кроме того, оно всегда приводит к неуверенности в себе, в свои силы, к разного рода сомнениям. Страх получить неудовлетворительную оценку на экзамене мешает сосредоточиться и найти верное решение.

Вслушайтесь, пожалуйста, в это слово ПЕРЕЖИВАНИЕ, т.е. “пережить” что-либо. Но пережить события или обстоятельства, породившие кризис- экзамен, человек может всегда сам и только сам. Никто этого не сделает за Вашего ребенка ни Вы, ни кто-либо другой. НО процессом переживания можно в какой-то мере управлять, т.е.

Вы можете своими действиями раздувать, культивировать переживания страха и неуверенности ребенком, постоянно грозя ему, что произойдет в случае, если он не сдаст экзамен, либо, наоборот, пытаться свести на минимум все страхи перед испытанием.

Убедите Вашего ребенка, что неудовлетворительная оценка – это не крах всему на свете.

Создайте позитивное настроение Вашему ребенку в период подготовки. Позитивный настрой – это источник “добрых” эмоций и творческой энергии. Эффективность труда зависит от эмоционального состояния, в котором мы воспринимаем информацию. Итак. Если мы готовились в спешке, заучивали сложные формулы и постулаты, в суете собирались на экзамен, то и на экзамене наши мысли будут также скакать… Теперь мы только в спешке можем что-то вспомнить, потому что в спешке запоминали.

Попытайтесь создать ребенку комфортные условия для подготовки. Если Вы видите, то Ваш ребенок занимается, освободите его на время от каких-то домашних обязанностей.

Обратите внимание на то, каким образом Ваш ребенок запоминает материал.

Зубрить, не вникая в смысл прочитанного, писать шпаргалки, надеяться на “счастливый” билет или “неписаные” правила, например, класть учебник под подушку перед сном, не мыть голову…чтобы не смыть знания и т.д., очень вредны для Ваших детей. Такие советы провоцируют формирование комплекса “неполноценности”, ребенок разочаровывается в себе, когда он думает что, несомненно “хуже других”. Комплекс “неполноценности” - самое плохое, что могло придумать наше сознание. Порождая неуверенность, этот комплекс ведет к неуспеху. Неуверенность довольно часто бывает обусловлена переутомлением.

Уважаемые родители, следите, чтобы Ваш ребенок во время подготовки не переутомлялся. Отдыхал и бывал на свежем воздухе. Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением, стрессом. Первый шаг на пути избавления вашего ребенка от стресса состоит в том, чтобы научиться распознавать определенные признаки, сообщающие о том, что он испытывает стресс.
Признаки стресса:

- физические: хроническая усталость, слабость, нарушение сна (сонливость или бессонница), холодные руки или ноги, повышенная потливость или выраженная сухость кожи, сухость во рту или в горле, аллергические реакции, речевые затруднения (заикания и пр.), резкая прибавка или потеря в весе, боли различного характера (в голове, груди, животе, шее, спине и т.д.).

- эмоциональные: беспокойство, сниженный фон настроения, частые слезы, ночные кошмары, безразличие к окружающим, близким, к собственной судьбе, повышенная возбудимость, необычная агрессивность, раздражительность, нервозность по пустяковым поводам.

- поведенческие: ослабление памяти, нарушение концентрации внимания, невозможность сосредоточиться, неспособность к принятию решений, потеря интереса к своему внешнему виду, навязчивые движения (кручение волос, кусание ногтей, притопывание ногой, постукивание пальцами и пр.), пронзительный нервный смех, постоянное откладывание дел на завтра, изменение пищевых привычек (голодание или избыточное прием пищи), злоупотребление алкоголем, курением, лекарствами.

Относитесь спокойнее к их нервозности в этот период! Ваш ребенок индивидуален, не похож на других и для Вас самый лучший в мире. Сейчас тот самый момент, чтобы дать понять ему это!!

Обратите внимание, что перед экзаменом лучше спать, чем учиться! Только во сне в нервных клетках образуется “тигроидное” вещество, которое необходимо для полноценного бодрствования. Чрезмерный расход этого вещества приводит к серьезным нарушениям психики.

Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.Если Вы видите, что ребенок устал, лучше уговорите его отдохнуть, вместо судорожных и бессмысленных повторений прочитанного материала. Если Вы обнаружили, что у ребенка происходят нарушения сна (плохо спит, не может долго уснуть, слишком рано просыпается и т.д.) это может быть, комплекс “недо”, т.е. “недочитал”, “недоучил”, “недоповторил”, “недопонял”. В этом случае Вам родители рекомендуется помочь ребенку пересмотреть время на подготовку к экзамену, может, оно распределено неравномерно, либо неэкономно, и если вовремя не остановиться, силы и время, потраченные на подготовку к экзамену, не дадут желаемых результатов. Оптимальный режим занятий – 40 минут, 10 минут перерыв. В перерыве лучше заняться не умственной, а физической деятельностью: помыть посуду, громко спеть свою любимую песню, потанцевать, слепить из газеты свое настроение, порисовать. В зависимости от того, кто Ваш ребенок – «жаворонок» или «сова», пусть занимается преимущественно утром или вечером. Днем можно (и нужно) заниматься и «совам», и «жаворонкам».
 Уважаемые родители, следите, чтобы ребенок не учил во время еды. Во время еды организм настроен на переваривание пищи, а не информации. На Руси говорили: “Когда сядешь есть, не закрыв книгу, заешь память”.Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища, сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага стимулируют работу головного мозга.

Эмоционально поддерживайте Ваших детей. Больше хвалите своих детей! Подбадривайте их. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятность допущения ошибок.
Самое главное в ходе подготовки к экзаменам - это снизить напряжение и тревожность ребенка, а также обеспечить подходящие условия для занятий. Проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Хорошо бы ввести в интерьер для занятий желтые и фиолетовые цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность – достаточно повесить на стену картину, сшить покрывало или подушки, или просто развесить над столом листы цветной бумаги.

Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он этого не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью и т.д.

Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка для подготовки были различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренировка ребенка именно в форме тестирования, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.

Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
1. пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
2. внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам учащиеся уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
3. если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
4. если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант ответа.
Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

Некоторые особенности запоминания

1. Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.
2. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.
3. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.
4. Чем большую часть времени тратим на повторение по памяти, а не простое многократное чтение, тем эффективнее.
5. Из двух материалов, большего и меньшего, разумно начинать с большего.
6. Во сне человек не запоминает, но и не забывает.
Условия поддержки работоспособности

1. Чередование умственного и физического труда.
2. Выполнение гимнастических упражнений (кувырок, свеча, стойка на голове), так как они усиливают приток крови к клеткам мозга.
3. Бережное отношение к зрению. (Делать перерыв каждые 20-30 минут: взгляд вдаль, оторвать глаза от книги).
4. Минимум телевизионных передач!

Приемы психологической защиты

1. Переключение. Начинайте думать о чем-нибудь для Вас актуальном, полезном, приятном. Через некоторое время неприятное переживание ослабнет.
2. Сравнение. Сравните свое состояние с состоянием и положением других людей, и Вы найдете, что у многих оно тяжелее, чем у Вас. Это ослабит Ваше переживание.
3. Накопление радости. Вспоминайте события, вызывающие у Вас даже маленькую радость.
4. Мобилизация юмора. Смех – противодействие стрессу.
5. Интеллектуальная переработка.« Нет худа без добра».
6. Разрядка ( физическая работа, игра, любимые занятия).
7. Быстрое общее мышечное расслабление (релаксация).

Советы родителям:
Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Чтобы помочь детям как можно лучше подгото­виться к экзаменам, попробуйте выполнить несколько советов:
            · Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экза­мене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей
            · Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это отрица­тельно скажется на результате тестирования. Ребенок в силу возрастных осо­бенностей может не справиться со своими эмоциями и «сорваться».
       · Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
       · Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
       · Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Подготовьте раз­личные варианты тестовых заданий по предмету и потренируйте ребенка, ведь тестирование отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
       · Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориен­тироваться во времени и уметь его распределять. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
       · Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.
       · Контролируйте режим подготовки ребенка к экзаменам, не допускайте перегрузок.
       · Обратите внимание на питание ребенка. Такие продукты, как рыба, тво­рог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
       · Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
       · Не критикуйте ребенка после экзамена.
Помните: главное - снизить напряжение и тревожность ребенка и обес­печить ему подходящие условия для занятий.
Уважаемые родители

Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена. Как же поддержать выпускника?
Поддерживать ребенка – значит верить в него.  Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать».
Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражение лица.
Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
        Опираться- на сильные стороны ребенка,
        Избегать- подчеркивания промахов ребенка,
        Проявлять- веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах,
        Создать- дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку,
Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи. Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
Помогите детям распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных для него письменных и устных экзаменов. Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

  • пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
  • внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
  • если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

Упражнения

 

 

  1. Потягивание придаст новые силы. Выпрямите спину. Слегка вытяните ноги вперёд, не напрягая при этом колени. Закройте глаза, затем потянитесь, наклоняясь во все стороны. После 1-2 минут потягиваний посидите немного с закрытыми глазами, а спустя несколько минут сделайте большой выдох.

    2) «Кошачьи лапки» расслабляют мышцы лица. Сядьте прямо, не напрягайтесь. Положите три пальца каждой руки на подбородок. Легко нажимая, «пройдитесь» по лицу подушечками пальцев снизу вверх очень маленькими «шажками». Проследите, как при этом меняется дыхание. Теперь плавно натяните ладонями кожу лица, слегка смещая её в стороны. В заключение слегка улыбнитесь, чтобы мышцы лица полностью расслабились.

    3) «Распахнитесь», чтобы взбодриться. Сидя на стуле, расставьте ноги на ширину плеч. Свободно согните руки в локтях, приподняв ладони до уровня плеч, а затем выпрямите их вверх и разведите в стороны. Представьте, что вы бутон, который раскрывается в лучах солнца. Большой и указательный пальцы тянутся наружу. Во время этого движения сделайте вдох. Потом верните согнутые руки к туловищу, примерно на уровне нижней части груди, и сделайте выдох.

    4) Вращения тазом успокоят нервы. Ноги оставьте на ширине плеч. Закройте глаза и сделайте круговые вращательные движения тазом. Верхняя часть туловища следует за движениями, но основное вращение приходится на тазобедренный пояс. Повторите вращение в достаточно медленном темпе 6-7 раз.

    5)Теперь выпрямитесь, но не напрягаясь. Попробуйте посидеть на выступах седалищных костей, пока не наступит ощущение, что ваши голова, туловище и ножки стула составляют одну прямую линию. Сохраните это положение несколько минут. Это упражнение хорошо помогает от головной боли, так как снимает напряжение верхней части тела.

    6) Правильное и равномерное дыхание снимает перенапряжение. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветов. Осмысленно вдохните воздух через нос и попытайтесь ощутить носовое пространство. Задержите дыхание на пару секунд. Выдыхайте воздух через рот по возможности дольше, как будто задуваете горящую свечу. Повторите упражнение несколько раз.

    7) Не забудьте про упражнения для глаз. Сделайте вращение глазами влево – вправо, вверх – вниз. После посмотрите на кончик носа и отведите взгляд на стену. Повторите несколько раз. Сделайте круговые движения в левую и правую стороны. Закончите упражнения, слегка помассировав веки.

    Помимо упражнений помогут расслабиться тонкие освежающие запахи. Запахи очень сильно влияют на наше настроение. С древних времён их использовали их для лечения и ухода за больными.

    Читать полностью: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-2841/

 

И напоследок маленький совет: чтобы зарядиться энергией, съешьте кусочек шоколадки или банан. В них содержатся вещества, которые выделят гормон счастья. Кстати, горький шоколад очень полезен для «сердечников», и, говорят, что от него не толстеют.
 

Чтобы научиться справляться со стрессом, нужно научиться расслабляться. Расслабление – это больше, чем просто сесть на диван и откинуться на спинку. Расслабление должно быть активным! Расслабление должно охватывать как тело, так и душу.

  • Глубокое дыхание. Представьте, что у Вас в животе есть воздушный шар. Вдыхайте воздух, как бы наполняя этот шар. После этого выдыхайте воздух, опустошая шар. С каждым медленным вдохом Вы будете все больше и больше расслабляться.
  • Расслабление мышц. Переключите мысли на себя и свое дыхание. Несколько раз сделайте глубокий вдох, медленно выдыхая. Мысленно «пройдитесь» по своему телу. Обратите внимание на области напряжения. Расслабьте мышцы. Один-два раза медленно повертите головой в стороны. Повертите плечами назад и вперед. Далее снова дышите глубоко. Вы должны почувствовать расслабленность.
  • Психологическое расслабление. Это также очень важный момент расслабления. Научитесь представлять себя в приятных местах: будь то тихий лес, спокойное море или горы. Это позволяет Вам расслабиться.
  • Расслабляющая музыка. Найдите в магазине или интернете тихую спокойную инструментальную музыку. В настоящее время в продаже имеется такая музыка, специально созданная для этой цели.

Удачи!

Читать полностью: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-2841/

 


 

Выбор профессии — не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни.

Постарайся не поддаваться на уговоры родителей стать непременно юристом или врачом. Ты можешь стать самым несчастливым юристом на свете

Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Обязательно размышляй над тем, как осуществить свою мечту. Не останавливайся на мысли: “Я буду бизнесменом, у меня будет мобильный телефон и мерседес!”.

Не старайся поступать туда, куда хотят поступить твои друзья. Поверь, ты найдешь себе новых друзей, тем более что вы будете заниматься тем, что вам интересно.

Разузнай больше о той профессии, какую хочется тебе выбрать. Если это возможно, побывай в том месте, где, как ты предполагаешь, тебе придется работать впоследствии, поговори с людьми, которые уже занимаются этим делом.

Отдавай себе отчет, что решение не может быть абсолютным и что в любое время в твоей жизни могут произойти перемены.

Попробуй пройти тест у психолога школы. Тесты могут помочь выбрать правильное направление.

Постарайся не заблуждаться по поводу своих возможностей. Лучше осознавать свои реальные силы, чем падать с высоты, которую наметил, но не осилил.

Не поддавайся чувству страха — это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.

• Иногда полезно начинать свою карьеру с практики, а не с теории. Например, многие удачливые врачи начинали работать медсестрами или медбратьями.

Постарайся обратить особое внимание на те предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение.

Не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Пытайся узнать всё: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после окончания обучения. Это поможет сложиться представлению о том, что делать дальше.

Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях — это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.

 

 


 

Снятие психоэмоционального напряжения в ситуации олимпиады

 
 
Любая олимпиада – это стресс. Но почему же кто-то проходит этап на «отлично» даже если он ничего не учил, а кто-то занимался ночи на пролет, а приходя на олимпиаду все забывает? С одной стороны, психоэмоциональное напряжение, возникающее в стрессовых ситуациях, выступает в качестве важнейшего фактора, определяющего успешность и продуктивность деятельности человека, с другой стороны, часто  происходит обратная реакция - вместо повышения активности, она наоборот снижается и деятельность становится малопродуктивной. Эти состояния, возникающие перед олимпиадой или во время неё, можно назвать олимпиадной тревожностью.  Страх дезорганизует человека, он либо теряет способность к деятельности, либо эта деятельность становится хаотичной. 

Для того, чтобы понять почему это происходит, поговорим немного о тревоге и стрессе.

Тревога (англ. anxiety) – переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. В отличие от страха, как реакции на конкретную, реальную опасность, тревога – переживание неопределенной угрозы. При наличии тревоги на физиологическом уровне фиксируются учащение дыхания, усиление сердцебиения, увеличение кровотока, повышение артериального давления, возрастание общей возбудимости, снижение порога чувствительности.

Стресс (англ. stress) – состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах. По команде мозга, в кровь выбрасывается адреналин, заставляющий сердце биться быстрее, одновременно повышается артериальное давление и содержание сахара в крови. Дыхание учащается и становится поверхностным, при этом задействуются в основном верхушки легких. Резервы жира и сахара начинают активно тратиться, давая дополнительную энергию. Все эти многочисленные изменения, которые чаще всего нами не осознаются, приводятся в действие для того, чтобы обеспечить мышцы кислородом и питательными веществами, позволяя развить максимальное мышечное усилие - сильнее ударить или скорее убежать.

Из всего сказанного выше  можно сделать вывод, что  тревога и стресс похожи по своей природе, и предназначены для быстрого изменения поведения и адаптации к новым условиям. Но в наш век технического прогресса эти механизмы, заложенные в нас природой для сохранения организма, используются по прямому назначению крайне редко и приводят скорее к его разрушению, а вместо адаптации, как правило, происходит дезадаптация.

Вот некоторые отрицательные проявления, наблюдаемые в состоянии тревоги и стресса:

u нарушение ориентации, понижение точности движений;

u снижение контрольных функций;

u обострение оборонительных реакций;

u понижение волевых функций

Все это может приводить к снижению мыслительной деятельности, ослаблению памяти и внимания. Поэтому часто бывает, что, приходя на олимпиаду, человек забывает все, что накануне учил и не может ответить даже на самый простой вопрос.

Есть несколько довольно простых способов снятия напряжения.

 Способы снятия нервно-психологического напряжения:

1.      Конечно в первую очередь – это дыхание (просто и всегда доступно!): через глубокий вдох, задержку дыхания на пике вдоха и медленный выдох (после выдоха мысленное произнесение короткого слова). Ни в коем случае нельзя удлинять вдох, это влечет за собой гипервентиляцию мозга и измененное состояние.

2.      Нельзя забывать и о релаксации (мышечное расслабление), для этого не обязательно принимать горизонтальное положение, достаточно просто сосредоточиться на выражении лица и положении тела. Хорошим релаксационным эффектом обладает спокойная музыка.

3.      Хорошо чередовать напряжение и расслабление мышц всего тела (напряжение – расслабление – напряжение – расслабление и т.д. )

4.      Можно оглядеться вокруг и очень медленно и внимательно осмотреть все, что находится вокруг. Мысленно перебрать все детали обстановки, провести своеобразную инвентаризацию. Это отвлекает от стрессового напряжения.

5.      Перед олимпиадой полезен аутотренинг: «Я все знаю, Я учился хорошо, Я уверен в своих знаниях. Спокойно»

 

Таких способов может быть очень много, главная идея в том, чтобы переключить свое внимание с тревожной ситуации и «взять себя в руки».

Но самый лучший способ избежать нервно-психологического        напряжения – это профилактика!!

 

Что делать, чтобы избежать психоэмоционального напряжения?

 

Для снижения психоэмоционального напряжения в ситуации олимпиады необходимо осуществление психологической поддержки не только  учащихся в ходе подготовки к олимпиаде, но также родителей и педагогов.

 

 

 

 


 

Советы психолога олимпиадникам

Как психологически подготовиться

к участию в олимпиаде?

 

Начнем с уверенности: не надо себя недооценивать, чаще вспоминайте о своих удачах.

Поставьте перед собой конкретные цели. Постарайтесь мысленно представить себе конкретный результат, которого вы хотите достичь.

Позволяйте себе расслабляться, прислушиваться к своим мыслям, заняться тем, что вам по душе, наедине с самим собой. Так вы сможете лучше понять себя.

Если что-то не удалось, не тратьте время на сожаление. Лучше думайте, как поступить.

Помните, что иное поражение это удача; из него вы можете заключить, что преследовали ложные цели, а возможных последующих более крупных неприятностей удалось избежать.

Прием совладания с тревожностью: продумай и поговори о возможных стрессовых ситуациях на олимпиаде и заранее продумай свои действия. Следует спросить себя, какая реальная опасность таится в этом событии, как выглядит худший результат и что в этом случае нужно будет сделать. Каковы возможные трудности участия в олимпиаде для меня лично и как их облегчить?

И конечно, никогда не забывай про чувство юмора - пусть оно не покидает тебя и во время участия в олимпиаде.

 

Как преодолеть тревогу и волнение на олимпиаде?

Почти каждый из нас сталкивается перед олимпиадой с таким явлением как волнение. Волнение перед олимпиадой бывает разное. Если у одних эффективность деятельности до определенной степени возрастает («стресс льва»), то у других она падает («стресс кролика»). Если избавиться от волнения не удается, следует вместо бегства включиться в борьбу.

Стабилизация эмоционального состояния

1. Научитесь сбрасывать напряжение – мгновенно расслабляться. Для этого надо овладеть навыками аутотренинга.

2. Давайте отдых своей нервной системе. Запомните: хорошо работает лишь тот, кто хорошо отдыхает. Лучший отдых для нервной системы - сон, в том числе и кратковременный (от 5 до 30 минут). В идеале в конце каждого часа работы нужно отдохнуть 2 – 5 минут.

3. Вытесняйте неприятные эмоции, заменяя их приятными. Например, попытайтесь усилием воли переключить внимание и мышление на предметы, которые обычно вызывают у вас положительные эмоции.

4. Дыхательная гимнастика. Существуют два понятия успокаивающее и мобилизующее дыхание. Успокаивающим будет такое дыхание, при котором выдох почти в два раза длиннее вдоха. При мобилизующем – после вдоха задерживается дыхание. Успокаивающее дыхание полезно использовать для того, чтобы погасить избыточное возбуждение. В случае сильного нервного напряжения перед началом олимпиады нужно сделать вдох и затем глубокий выдох – вдвое длиннее вдоха. Такой способ ритмичного дыхания поможет снять не только «предстартовое» волнение, но и напряжение после стресса, поможет расслабиться перед сном. Мобилизующее дыхание помогает преодолеть вялость и сонливость при утомлении, способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию, активизирует внимание.

5. Психологическая установка на успех. Уверенность в том, что цель будет достигнута. Необходимо настраивать себя на успех, удачу.

Готовясь к олимпиаде, рисуйте себе картину победы.

Помните, что вера в успех – это половина успеха!

 

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.